Упрощенные процедуры таможенного оформления

7 Август 2016

Упрощение процедур таможенного оформления и таможенного контроля представляет собой особый институт правоотношений, возникающих при транспортировке товаров через таможенную границу Российской Федерации, с условием, что участником внешнеэкономической деятельности соблюден значительный объем,предусмотренных законом требований и условий.

На сегодняшний день упрощение таможенных процедур предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ). Специальные упрощенные процедуры устанавливает ФТС России на основании ст. 68 ТК РФв соответствии с Порядком установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц (далее — Порядок), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2005 N 6377).

Для лиц, которые осуществляют ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, могут устанавливаться специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.В соответствии со ст. 16 ТК РФ на них возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров и которые удовлетворяют требованиям, определенным п. 1 ст. 68 ТК РФ:

а) лица, на день обращения в таможенный орган о применении в их отношении специальных упрощенных процедур, не должны иметь вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и считаться подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 16.2, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ч. 3 ст. 16.12, ст. 16.15 Кодекса РоссийскойФедерацииоб административных правонарушениях;

б) лица обязаны вести систему учета своей коммерческой документации в соответствии с Порядком, который позволяет таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, со сведениями, представленными таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;
в) лица осуществляют внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
При таможенном оформлении в соответствии с Порядком могут устанавливаться следующие специальные упрощенные процедуры:
а) временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) заявителя;
б) предварительное декларирование товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации;
в) декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) заявителя, с подачей периодической таможенной декларации;
г) выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур, в соответствии с п.5, п.8 Порядка должно обратиться с письменным заявлением в ФТС России или в региональное таможенное управление и дать обязательство о ведении системы учета своей коммерческой документации в соответствии с требованиями, приведенными в указанном Приказе, и о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, а также перечень документов, которые должны быть к этому заявлению приложены установлен в пунктах 7,8 Порядка. Основанием для отказа в установлении специальных упрощенных процедур может послужить отсутствие каких-либо сведений и документов.
Подведем итог, специальные упрощенные процедуры — это не льгота, устанавливаемая таможней отдельным лицам, а право, предоставленное законом участникам ВЭД, отвечающим определенным требованиям, использовать более простые таможенные процедуры, чем те, которые применяются при производстве таможенного оформления в общеустановленном порядке (свои склады вместо складов временного хранения, периодические таможенные декларации, выпуск товаров под обязательство о представлении таможенной декларации после выпуска). При этом участник внешнеэкономической деятельности обязан принять на себя обязательство вести свою систему учета коммерческой документации так, чтобы таможенные органы могли проследить судьбу каждой партии ввезенных им товаров вплоть до сведений о лице, которому товары были реализованы на внутреннем рынке, а также обеспечить доступ сотрудников таможенных органов к этой системе учета.

В общем, упрощение процедур таможенного оформления и таможенного контроля призвано содействовать международному товарообмену, расширению приемлемой для международного сообщества практики таможенного оформления товаров, которые перемещаются через таможенную границу РФ, а также повышению прозрачности и предсказуемости действий таможенных органов в отношении участников ВЭД, постоянно соблюдающих требования таможенного законодательства РФ.

Применение ускоренных процедур таможенного оформления значительно сокращает сроки выпуска товаров и сроки высвобождения транспортных средств.

Если у вас есть вопросы, звоните нам прямо сейчас по телефонам 8 (800) 700-11-62 (многоканальный номер, звонки из РФ бесплатно) или +7 (499) 951-11-62! Также, вы можете написать нам через форму обратной связи или связаться с нами другим удобным для вас способом.