Страхование морских грузов

12 Август 2016

Морские грузоперевозки имеют ряд выгод, но и связаны с повышенными рисками. Они наиболее удобны при налаженном товарообороте и для транспортировки крупных партий товара – сроки достаточно длительны, но по вместимости морские суда пока не имеют конкурентов. Страхование морских грузов – обязательное условие надежного и выгодного взаимодействия заказчика с транспортной компанией, однако следует знать ряд нюансов для разработки оптимальной стратегии перевозки.

По договору страхования страховщик возмещает выгодоприобретателю потери, если имеет место страховой случай. Но, согласно статье 963 Гражданского Кодекса, страховщик может быть освобожден от выплат, если кто-либо из контрагентов умышленно спровоцировал ситуацию, следствием которой стала порча товара или его задержка. Также закон предусматривает освобождение ответственного лица от страхового возмещения, если страховой случай наступил по неосторожности выгодоприобретателя (ситуация регламентирована статьей 265 Кодекса торгового мореплавания – далее КТМ).

Специальные правила КТМ гласят, что существует несколько случаев, при которых страховщик освобождается от выплат как при страховании груза, так и при страховании судна (статья 266 КТМ). Например, если судно было предоставлено в неисправном техническом состоянии, содержало ветхие и изношенные детали, или на борту находились погруженные без ведома страховой компании токсичные или взрывоопасные вещества. Но подобные недостатки должны быть именно скрытыми, согласно не только КТМ, но и Гаагско-Висбийскому протоколу.

Страховщик должен быть осведомлен страхователем, если планируется транспортировка опасных грузов (статья 250 КТМ). Если этого не произошло, страховщик будет освобожден от всех выплат по данному случаю. Более детально рассматривается ситуация, при которой опасный груз был сдан под другим наименованием и перевозчик не мог оценить его свойства. Страховщик возмещает потери, но может взыскать средства с отправителя. Грубую неосторожность или умысел необходимо доказать, а это часто бывает достаточно сложно.

При осуществлении внешнеторговых сделок отправитель и страхователь не всякий раз являются одним лицом, закон определяет, что страховщик может быть освобожден от ответственности, если доказана вина отправителя.
Также убытки могут повлечь за собой особенности упаковки товара, и это тоже является причиной освобождения страховщика от выплат.

Если потери связаны с воздействием радиации, а также стали следствием военных действий, забастовок или нападения пиратов, страховщик имеет право не компенсировать убытки выгодоприобретателю, за исключением случаев, когда эти риски были прописаны в специальном пункте страхового договора.

Морские грузоперевозки чаще других способов транспортно-экспедиторских услуг являются объектом страховых споров. Это связано как со спецификой груза и судов, так и с большей вероятностью стихийных бедствий. Поэтому при осуществлении международных морских грузоперевозок лучше воспользоваться услугами профессиональной логистической компании, доверив ей транспортировку, страхование, сертификацию и таможенное оформление груза. Оптимальным же решением при расширении географии бизнеса является переход на аутсорсинг ВЭД, который полностью освобождает компании от хлопот по осуществлению внешнеторговой деятельности.

Если у вас есть вопросы, звоните нам прямо сейчас по телефонам 8 (800) 700-11-62 (многоканальный номер, звонки из РФ бесплатно) или +7 (499) 951-11-62! Также, вы можете написать нам через форму обратной связи или связаться с нами другим удобным для вас способом.