Применение единых правил Таможенного союза физическими лицами

5 Август 2016

После установления границ суверенных государств на пространстве бывшего СССР уже несколько лет идут интеграционные процессы. Лидеры этого глобального геополитического процесса, Россия, Белоруссия и Казахстан, осторожно и взвешенно создают межгосударственные связи, которые, пройдя испытание временем, становятся прочным фундаментом для наднациональных институтов.

За последние годы прозвучало много критических комментариев, говорили о бесперспективности и чрезвычайной бюрократизированности интеграции. Но не стоит забывать, что речь ведется о процессе континентального масштаба, поэтому больше сотни заключенных на сегодняшний день межправительственных соглашений совсем не кажется чрезмерным количеством.

Некоторые из них действительно, возможно, со временем утратят свою актуальность, но важно помнить, что евразийская интеграция –это процесс, практически не имеющий аналогов. Любая инициатива должна пройти испытание временем и только имея опыт практического применения заключенных договоренностей, можно будет реально понять, какие аспекты соглашений лишние, а какие необходимы для дальнейшего сближения. Именно по этому пути и идут сегодня процессы, нацеленные на формирование и развитие ЕвраАзЭс.

Например, широко обсуждаемые сегодня законопроекты, как раз и представляют собой поправки к принятым ранее и опробованным на практике соглашениям. Ниже рассмотрим ситуацию подробнее.
Интеграционные процессы являются одной из ярких, характерных черт развития постсоветского пространства. То, что происходит образование на территории СНГ объединений, которые направлены на усиление взаимодействия и сотрудничества между странами — участниками этих процессов и унификации их законодательства, является одним из доказательств такой интеграции. Само собой интеграция проходит на разных уровнях и с разными темпами, она затрагивает различные аспекты социально-экономической, политической и культурной жизни. Так, с 1 января 2010 г. заработали механизмы Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле.

Одной из основных целей объединения является то, что в рамках этого Союза было заключено и заключается множество соглашений, которые облегчают экономическое и торговое взаимодействие между странами. Примером такого взаимодействия может послужить подписанное 18 июня 2010 г. «Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». Цель этого соглашения — регулирование вопросов перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, не урегулированных Таможенным кодексом. Соглашением установлен порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском. 19 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге был подписан Протокол, исключающий нормы соглашения, налагающие неоправданное обременение на физических лиц в части декларирования товаров малой стоимости, в целях либерализации условий ввоза физическими лицами товаров для личного пользования, установленных Соглашением. А 23 ноября 2012 г. данный Протокол был ратифицирован Государственной Думой.

Согласно принятому Протоколу не будут облагаться таможенными пошлинами и письменно декларироваться при авиаперевозках товары для личного пользования, перевозимые физическими лицами, суммарной стоимостью ниже 10 000 тыс. евро и массой менее 50 кг.

То есть данным Протоколом предусматривается увеличение стоимостного предела для ввоза физическими лицами товаров для личного пользования. Так, старая норма была 50 кг и 1,5 тыс. евро, а теперь этот стоимостный предел увеличивается до 10 тыс. евро и 50 кг.

Как показала практика, когда граждане тратят дополнительное время и деньги на декларирование личных предметов и товаров, постоянно происходят казусы, а это усложняет перемещение и не отвечает концепции сближения наших государств и создания единой таможенной территории.

Еще одним примером является,подписанное 21.05.2010г.,Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров. А 23 ноября 2012 г. Государственной Думой также был ратифицирован Протокол к этому Соглашению, который предусматривает расширение перечня оснований, по которым не требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

То есть, при таможенном транзите товаров таможенные органы сторон не будут требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для личного пользования членов персонала дипломатического представительства, работников консульского учреждения иностранного государства или членов персонала, приравненных к ним по объему привилегий органов и (или) миссий международных организаций, а также проживающих вместе с ними членов их семей.

Помимо этого, от обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется освобождение в отношении товаров, предназначенных для:

— использования в культурных и научно-исследовательских целях;
— проведения спортивных соревнований либо подготовки к ним;
— ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;
— обеспечения обороноспособности и государственной (национальной) безопасности сторон;
— переоснащения их вооруженных сил;
— защиты государственных границ сторон, использования государственными органами сторон.

Эти примеры наглядно демонстрируют, что в рамках функционирования Таможенного союза ведется активная работа. В связи с этим будет уместно сказать, что сформировалась действительно функциональная модель интеграции на постсоветском пространстве. Сами идеи возрождения Единого экономического пространства породили именно экономические выгоды от создания Таможенного союза.Этот проект стартовал 1 января 2012 г.. Владимир Владимирович Путин в своей знаменитой статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» утверждает, что данный «интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития и создает дополнительные конкурентные преимущества.

Такое объединение усилий позволит не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего». Из вышесказанного следует, что ЕЭП — новый уровень интеграции, закономерно вытекающий из деятельности Таможенного союза и являющийся итогом успешного функционирования объединения.

В общем не вызывает сомнений, что создаваемое геополитическое образование со временем будет играть одну из ведущих ролей на мировой политической арене, а поступательно продвигающийся процесс интеграции уже заложил для этого прочную основу.

Если у вас есть вопросы, звоните нам прямо сейчас по телефонам 8 (800) 700-11-62 (многоканальный номер, звонки из РФ бесплатно) или +7 (499) 951-11-62! Также, вы можете написать нам через форму обратной связи или связаться с нами другим удобным для вас способом.