Морской коносамент: все, что вы должны о нем знать

24 Ноябрь 2015

Морской коносамент: все, что вы должны о нем знать

Начнем с того, что такое коносамент? Это документ, подтверждающий право владения товаром (собственности на товар). Этот статус позволяет ему сопровождать международный груз в различных формах, в зависимости от целей. Морской коносамент может быть бортовым, портовым, сквозным и т.д.

Морской коносамент имеет определенную форму и выпускается на стандартных бланках. разные судовые компании и ассоциации выпускают разные формы бланков, однако наиболее популярен формат BIMCO. Усредненный вид коносамента помогает избежать разногласий в ходе международной грузоперевозки.

Морской коносамент, имеющий статус бортового, это документ, который заполняется после того, как товарная партия погружена на борт. Опытные участники ВЭД, банки и таможенные брокеры предпочитают именно такой вариант заключения коносамента, потому что он дает наиболее точное представление о том, когда товар попал на судно. Менее информативен небортовой морской коносамент, потому что он не содержит сведений о времени погрузки — транспортная компания подписывает этот документ непосредственно после принятия товара, а сколько после этого груз будет ожидать отправки на СВХ — неизвестно. Но, например, контейнерные перевозки не предполагают иных вариантов. Морские грузоперевозки — это такая процедура, расписание которой в любом случае корректируется в зависимости от различных обстоятельств (даже от погодных условий), поэтому четких ориентировок вы не добьетесь ни от одного судовладельца. Таможенный брокер (если вы используете аутсорсинг ВЭД) может контролировать морскую грузоперевозку только получая данные от менеджера транспортного агентства по телефону или каким-то иным способом.

Сквозной документ — это обычно не собственно морской коносамент. Он сопровождает мультимодальную грузоперевозку (железная дорога + судно, автотранспорт +судно и т.д.). Более «свежая» его модификация — это так называемый экспедиторский коносамент, принятый FIATA еще в 1968 году, и с тех пор не раз корректировавшийся. Сейчас нужно руководствоваться правилами MTD (Multimodal Transport Documents), по которым создан специальный бланк с логотипом МТП. Если перевозка смешанная, но вы оформляете только морской коносамент, такая форма вам уже не подойдет.

Морской коносамент также может быть рейсовым, чартерным или линейным — в зависимости от морских маршрутов. Обычно наиболее полную информацию содержит линейный коносамент, а над фрахтовым документом обычно стоит более информативный договор чартера, соответственно, чартерный коносамент лишь может на него ссылаться. Товарораспорядительного статуса, в отличие от линейного, такой морской коносамент не имеет, и банки для подтверждения аккредитива в этом случае будут рассматривать основной договор чартера, а не морской коносамент.

Морской коносамент предполагает следующие условия:

— Место получения товара экспедитором — это пункт отгрузки (порт)

— Экспедитор — это перевозчик по договору от погрузки до выдачи (промежуточные услуги транспортного агентства — дело экспедитора)

— Ответственность за товарную лежит на экспедиторе (владельцем коносамента может быть и таможенный брокер, отчетность в этом случае ведется перед ним)

— Оригиналов документа должны быть не менее 3. Если вы не хотите проблем с банками, полный сет должен быть у вас на руках.

Если у вас есть вопросы, звоните нам прямо сейчас по телефонам 8 (800) 700-11-62 (многоканальный номер, звонки из РФ бесплатно) или +7 (499) 951-11-62! Также вы можете написать нам через форму обратной связи или связаться с нами другим удобным для вас способом.