Морские грузоперевозки: терминология ИНКОТЕРМС

20 Апрель 2015

Морские грузоперевозки: терминология ИНКОТЕРМС

Если фирма является активным участником ВЭД и не первый год участвует во внешнеторговых операциях, то ей не требуется отдельная расшифровка определений ИНКОТЕРМС, однако следует знать, что обновления данного документа часто остаются незамеченными. Международные таможенные брокеры, оказывающие услуги по аутсорсингу ВЭД, советуют наблюдать за изменениями ИНКОТЕРМС для эффективной работы с контрагентами, транспортными компаниями, экспедиторами и прочими участниками внешнеторговых операций. Дело в том, что ИНКОТЕРМС меняется не так уж часто, и каждый перевыпуск так или иначе освещается в соответствующей периодике, однако европейцы достаточно тщательно контролируют подобные изменения и начинают пользоваться новыми терминами практически сразу. Для того чтобы не возникло разночтений при составлении внешнеторгового договора, рекомендуем ознакомиться с актуальными терминами ИНКОТЕРМС (если Вашу внешнеторговую деятельность контролирует международный таможенный брокер, то, вероятнее всего, ответственное лицо компании в курсе всех новейших изменений и отдельной необходимости в изучении ИНКОТЕРМС нет).

В последней редакции ИНКОТЕРМС (2010 год) есть группа определений, относящихся к морским международным грузоперевозкам и внутренним речным и морским транспортировкам. Основные термины, которые следует знать при осуществлении импортно-экспортных операций (указание порта отгрузки обязательно при любой модели взаимодействия):
— CIF — «стоимость, страхование, фрахт». Обычно указывают также порт назначения. Термин означает осуществление внешнеторговой или внутренней поставки, включающей этапы погрузки товара на судно с оплатой фрахта, таможенного оформления груза и текущих расходов продавцом. Данная форма взаимодействия между контрагентами предполагает возложение ответственности за риски на покупателя, но выполнение страховых формальностей и заключение страхового договора морской грузоперевозки лежит на продавце.
— CFR — «стоимость и фрахт». Обязанности по поставке, возложенные на продавца: оплата фрахта, текущих расходов, таможенных платежей. Риски утраты или порчи груза при данной модели возлагаются на покупателя.
— FOB — «свободно на борту». Ответственность продавца распространяется только на процедуру погрузки товара в порту. Все дальнейшие расходы, риски и ответственность (в том числе заключение договора морского страхования) переносятся на покупателя.
— FAS — «свободно вдоль борта». Обязанность поставщика — доставить груз в порт назначения. Организация процедур фрахта, страхования, контроля погрузки, осуществление таможенного оформления и ответственность за риски возлагается на покупателя в полном объеме.

Данные термины могут использоваться исключительно в сфере морских и речных грузоперевозок, однако более применимы они в области международных грузоперевозок водным транспортом. Данные термины позволяют более четко составить внешнеторговый контракт и наладить удобное и точное взаимодействие контрагентов без дополнительных включений во внешнеторговый договор. До того, как были введены универсальные термины, регулирующие процесс международной грузоперевозки, сторонам импортно-экспортных операций приходилось каждое условие внешнеторговой поставки (включая этапы грузоперевозки, взаимодействие с экспедиторами, складами, представителями погрузочно-разгрузочного сервиса, таможенными органами, заключение страховых договоров и т.д.) прописывать в договоре отдельно. ИНКОТЕРМС объединила основные модели взаимодействия, что избавило участников ВЭД в том числе от необходимости решать типовые спорные ситуации в индивидуальном порядке и избежать разбирательств, проверок и конфликтов.

Морские грузоперевозки (особенно экспедиции, связанные с международной доставкой грузов в рамках крупных внешнеторговых операций) на сегодняшний день являются наиболее востребованными в сфере ВЭД, потому что представляют собой один из самых недорогих, безопасных, надежных и универсальных способов международной перевозки товаров. С помощью водных грузовых транспортных средств можно перевозить масштабные, негабаритные, нестандартные и опасные грузы, доставить которые иными способами практически невозможно. Также морской транспорт является одной из частых составляющий смешанной грузоперевозки. Особенно популярны контейнерные морские грузоперевозки разного уровня.

Если вы не уверены, что сможете правильно составить внешнеторговый договор, пользуясь ИНКОТЕРМС, обратитесь к услугам международного таможенного брокера.

Если у вас есть вопросы, звоните нам прямо сейчас по телефонам 8 (800) 700-11-62 (многоканальный номер, звонки из РФ бесплатно) или +7 (499) 951-11-62! Также вы можете написать нам через форму обратной связи или связаться с нами другим удобным для вас способом.