Железнодорожные грузоперевозки: плюсы, минусы, особенности

6 Апрель 2015

Железнодорожные грузоперевозки — один из популярнейших видов транспортировки грузов как в России, так и за рубежом. В пользу выбора этого типа внутренней и международной доставки товара говорит многое:
— надежность
— широкие возможности комплектования груза
— перевозки больших партий
— остутствие задержек и простоев

Одной из парадоксальных особенностей российских железнодорожных грузоперевозок является соотношение общего количества мировых грузов, перевозимых таким образом, и сравнительно небольшой протяженности железнодорожных линий страны. Российские железные дороги доставляют в среднем около 35% мировых грузов, при том, что занимают около 7 %.

Вторым интересным фактом можно назвать равнозначную популярность российских железных дорог среди крупных и мелких предпринимателей. Т.е., одинаковое количество бизнесменов выбирают железнодорожные грузоперевозки для транспортировки небольших объемов грузов и крупных партий, заччастую требующих задействования отдельного состава.

Почему железнодорожные грузоперевозки так популярны?
1. Это наиболее безопасный вид транспортировки. Любой опытный таможенный брокер с уверенностью скажет вам, что аварийность как во время российских, так и во время международных грузоперевозок по железной дороге минимальна. Его же слова подтвердят и страховые агенты. Может быть, скорость железнодорожной грузоперевозки и оставляет желать лучшего, зато сама доставка приносит наименьшее количество проблем и затрат. По этой причине участники ВЭД и российские бизнесмены выбирают железнодорожные грузоперевозки для доставки наиболее ценной, хрупкой и эксклюзивной продукции.
2. Железная дорога универсальна. Известно, что в межсезонье и зимой в России приходит в упадок логистика в отдаленных регионах, потому что добраться туда традиционными видами транспорта становится физически невозможно. Железнодорожные грузоперевозки становятся единственным вариантов транспортировки товара (и эта тенденция сохранится до тех пор, пока авиаперевозки дороги и опасны).
3. Нет ограничений по количеству и физическим характеристикам грузов. Железнодорожных контейнеров сейчас так много, и модификации их так разнообразны, что перевозить можно практически все и сколько угодно. Если вы осуществляете международную грузоперевозку, то лучше отправить с товаром сопровождающее лицо (будет ли это представитель вашего поставщика услуг по аутсорсингу ВЭД, или частный таможенный брокер, или командированный сотрудник вашей фирмы) — в любом случае, железнодорожные грузоперевозки должны достаточно строго контролироваться, особенно если груз хрупкий, эксклюзивный, требующий особых условий транспортировки, скоропортящийся или слишком объемный.
4. Стоимость железнодорожных грузоперевозок достаточно стабильна и невысока. Обычно повышаются цены на железнодорожные грузоперевозки один раз в год на небольшой процент, поэтому планировать затраты на внутреннюю или международную доставку грузов железной дорогой очень удобно. Особой популярностью железнодорожные грузоперевозки пользуются у поставщиков и закупшиков древесины, строительных материалов и металлоконструкций.
5. Сроки железнодорожной грузоперевозки — также величина постоянная, редко подвергающаяся отклонениям в те или иные стороны, что существенно упрощает планирование.

Есть у железнодорожных грузоперевозок и свои минусы, сложившиеся исторически. Это отсутствие железнодорожных пунктов в ряде мелких городов, поэтому экспедиторам приходится пользоваться дополнительными видами транспорта. Международные грузоперевозки железнодорожным транспортом также требуют знания различных особенностей и нюансов ВЭД в этой сфере. Если организация осуществляет внешнеторговую поставку впервые и планирует использовать железнодорожный транспорт для доставки, то, при отсутствии необходимого опыта в осуществлении данного типа грузоперевозок, ей необходимо обратиться к международному таможенному брокеру для консультаций и сопровождения, а также юридической помощи в решении спорных вопросов, потому что правила железнодорожных грузоперевозок в разных странах могут существенно различаться.